Дженнифер Гаспар была замужем за адвокатом из Санкт-Петербурга Иваном Павловым. В 2014 году женщину депортировали из России, так как она представляла «угрозу национальной безопасности». Недавно американке удалось выиграть иск в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и получить компенсацию в размере 12,5 тысяч евро.
Помимо компенсационной выплаты на Россию были положены расходы за судебные издержки в размере 1,6 тысяч евро.
В 2014 году Гаспар получила уведомление от российского правительства о том, что ее ВНЖ аннулировали, а самой Дженнифер необходимо покинуть Россию. Причиной высылки было указано, что иностранца могут попросить покинуть страну, если тот «выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности России или граждан».
Данное решение основывалось на информации, представленной ФСБ.
На тот период американка была замужем за Иваном Павловым, который являлся главой Фонда свобод информации, и курировала несколькими программами поддержки гражданского общества CEELI Institute в Санкт-Петербурге, а также предоставляла консультации НКО, работавшим с ВИЧ-инфицированными детьми.
Дженнифер заявляет, что решение российского правительства о ее высылке разрушило их семью. А также травмировало дочь Гаспар и Павлова. Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга отклонил жалобу, поданную на решение миграционных властей. В 2015 году требование спецслужб было признано обоснованным Верховным Судом России.
Иван Павлов переехал со своей семьей в Прагу. Все происходящее адвокат назвал цирком. Но позже Гаспар и Павлов развелись.
«У меня нет информации, кто и почему дал указание запретить мне жить в России. Это случилось вскоре после присоединения Крыма – наверное, из-за того, что я американка, работаю с НКО и из-за работы моего бывшего мужа. В итоге нам сломали семью и нанесли огромный удар нашей дочери», — рассказывает Дженнифер Гаспар.
У России была запрошена информация, на основании которой ВНЖ Гаспар был аннулирован, но требуемые ЕСПЧ данные так и не были предоставлены российскими властями.
Адвокат Ольга Цейтлина заявляет, что в ЕСПЧ признали действия миграционной службы и российских судов нарушением статьи 8 Конвенции по правам человека о праве на уважение частной и семейной жизни. Также немаловажную роль сыграл тот факт, что Европейскому суду не были представлены данные ФСБ.
«Заявительница не могла жить в России вместе со своим мужем и ребенком», — сказано в заявлении РБК. Неизвестно, что именно в деятельности Гаспар было расценено как «угроза национальной безопасности».
На сегодняшний день Дженнифер Гаспар продолжает заниматься поддержкой CEELI Institute, а Иван Павлов возглавляет адвокатскую «Команду» 29.